Эссе «Моя педагогическая философия»

 «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребёнка, уверенно идущего по дороге жизни после того, как её показали ему»

Конфуций

Каков главный вопрос философии? Конечно, быть или не быть? Ответ на этот вопрос был дан 7 лет назад, когда я решила стать учителем и поступила в Бурятский государственный университет на факультет восточных языков. Знакомство с китайской культурой, изучение китайского языка, его истории подвигло меня увлечься китайской философией. Это увлечение помогает сейчас придерживаться тех принципов и заповедей, которыми я руководствуюсь в своей педагогической деятельности. Это можно назвать моим педагогическим кредо:

- «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен», - говорил Лао-цзы, китайский философ VI века до н.э.. Следуя этому постулату, стараюсь учиться всегда и везде, совершенствую свои знания. «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?», - спрашивал китайский философ Конфуций.

- «Воспитывайте только великими примерами. Но воспитывайте только изначально – Великих». Если подходить к воспитуемому как к изначально Великому, то есть с большим уважением и верой в его талант – то нет лучше такого воспитания. А если воспитывать исключительно на Великих примерах – то, что может быть прекрасней?

- «Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны. Учитель и ученик растут вместе», - говорит ещё одна древневосточная мудрость. И дальше она поясняет, что учитель – это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. У меня есть способность и желание «расти», чтобы быть интересной и полезной своим ученикам.

Я - учитель английского и китайского языков. Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не только прекрасно знали правила грамматики английского языка, обладали богатым словарным запасом, понимали иноязычную речь, но и испытывали радость от процесса учения, познания, общения со мной, с одноклассниками.В этом мне помогает достаточно большая языковая практика, которую я прошла в Соединенных Штатах Америки, поехав туда по программе «Путешествуй и работай» через Центр международного обмена студентами.

Очень хочется, чтобы в школе ввели уроки китайского, чтобы я могла приобщить своих учеников к тому языку, который всё больше завоевывает мир. Познакомить с той культурой, которой я восхищаюсь и из которой черпаю много мудрости для себя. Сейчас, в свободные часы, я знакомлю желающих с азами китайского: возможно, кто-то из них станет его знатоком.

Я – учитель будущего, и хочу быть истинным педагогом. Чтобы суметь в душе каждого ребёнка раскрыть затаенные роднички талантов. В древнеиндийской легенде говорится, что давным-давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневили Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надёжное место. Тогда решил Брахма спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать, в человеческую душу. И не ошибся: до сих пор об этом мало кто подозревает. Настоящий учитель, которым я стремлюсь стать, должен каждому ученику помочь обнаружить в своей душе этот бесценный дар.

Но учитель – это не только тот, кто даёт знания, раскрывает таланты своих учеников. Это, прежде всего, воспитатель. Мои принципы воспитания позаимствованы тоже у великого Конфуция и его последователя Мэн-Цзы. Задачей учителя, согласно Мэн-Цзы, являлось развитие врожденного доброго начала в человеке. Эти начала имеют четыре основных проявления: человечность (жэнь), чувство справедливости или долга (и), благонравное поведение (ди), интуиция добра (чжи).

Воспитание именно этих чувств в детях я считаю самыми важными и стремлюсь привить их им. В Китае существует педагогический идеал, который складывался веками и не утратил своей актуальности и сейчас. Он предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. По сути, Конфуцию принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдаётся нравственному началу. Практически всё педагогическое сообщество считает, что именно такую личность нам необходимо воспитывать на сегодняшний день. Поэтому я надеюсь, что я на правильном пути.

И закончить своё эссе я хотела бы опять восточной мудростью:

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.

 

 

 

Конструктор сайтов - uCoz